Архитектурный стиль — это совокупность характерных черт и признаков архитектуры. Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон: назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции — формируют архитектурный стиль.
Современный английский дом сочетает несколько подвидов
стиля: георгианский, викторианский, тюдоровский.
Основные черты таких зданий – два этажа, крутой
наклон крыши, кирпичная кладка (чаще красного цвета), балкон с балюстрадой, решетчатые окна, присутствие
в отделке дикого камня и кованых деталей.
Приметы жилища по-английски – непременная лужайка у входа,
а также плющ или живописный виноград на стенах. Гаражи англичане ставят отдельно, под навесами.
Британский стиль дизайна – это сдержанность, солидность и долговечность.
Барнхаус (Barnhouse, от англ. — «дом-амбар») – архитектурный стиль XX—XXI столетия.
Мода на барнхаусы
зародилась в Западной Европе – на стыке минимализма, лофта и био-тека. Внешне такой дом выглядит просто:
прямоугольный, двухскатная кровля (часто без свесов), лаконичная наружная отделка, никаких излишеств.
При этом он довольно практичен и удобен для жизни.
Законодателем барочной моды считают Микеланджело. Во всяком случае, дома в стиле барокко грандиозны и
помпезны, как его скульптуры. Размах, извилистость, слитность постройки и скрупулезность отделки – вот
краткий обзор архитектуры барокко.
Такой дом требует места и средств, ведь стилистика
предусматривает и эркеры с балконами, и пилястры, и углубленные потолки, и арочные проемы, и даже башни.
А еще богатое убранство: лепные розетки, гирлянды, венки.
Окна в барочных домах часто полуциркульной
формы, а двери обрамляют колоннами.
Архитектура, популярная в XIX веке на Туманном Альбионе и в
колониях, не сдаёт позиций и сегодня.
Викторианские дома – это 2-3 этажа, асимметрия, сложная,
многогранная крыша, мансарда, нередко круглая башенка, просторное крыльцо, отделка резным деревом либо
металлом, белый или бежевый цвет.
Впрочем, викторианский стиль имеет множество вариаций, в
зависимости от времени и места его проникновения в конкретную культурную среду.
Стиль легендарный, исторический, напоминающий о рыцарях и
поединках. Ему присущи стрельчатые, веерные своды, ребристые и вертикальные, рвущиеся к небу линии,
арки, переходящие в столбы, кессонные потолки, вытянутые, часто витражные окна.
Дом в готическом
стиле отличается резким «скелетом»; его цвета – жёлтый, коричневый, красный, синий.
В качестве
строительных материалов используют и камень, и дерево, ибо стиль формировался в различных
обстоятельствах.
Дом с готическим «лицом» – строгий, графически-четкий и мрачно-торжественный!
Жилища в королевстве тюльпанов и мельниц –
настоящие домашние очаги: комфортные, практичные и прочные. А все благодаря условиям: зыбкая болотистая
почва принуждала зодчих к педантичной основательности, а дефицит площади – к поиску максимальной
полезности, функциональности жилья.
Качества голландского домостроительства – симметричная
планировка, высокие фронтоны, острая крыша с широкими рёбрами-вальмами, окна с деревянными ставнями,
светлые оштукатуренные стены и цоколь, отделанный камнем.
Голландский дом – идеальная «гавань» для
тех, кто ищет уединения.
Стилистика деконструктивизма не оставляет шансов ни одному из архитектурных абсолютов. Она
внедряется в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального
восприятия.
Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, тем не
менее у деконструктивистов всё же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм.
Архитекторы
сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и
индивидуальный строительный объект.
Консервативный, добротный и подходящий к любому ландшафту,
европейский дом, по большей части, имеет квадратную форму и возводится в 2-3 этажа.
Особенности –
четырехскатная, покрытая черепицей крыша, цоколь, выложенный камнем либо плиткой, не очень большие,
прямоугольные или же арочные окна, балкон, либо эркер, дверь контрастного цвета.
Декор скупой,
рациональный, например, кованые перила крыльца и балкона …
Плавные, «лебединые» линии, арочные окна, сводчатые потолки,
симпатичные балкончики и естественная палитра фасада (от серого до коричневого цвета), вот признаки
этого стиля.
Дома в итальянском стиле возводятся из камня и дерева, а в бюджетном варианте – из
кирпича и бруса. Количество этажей – от одного до четырех.
Ключевую роль в создании образа
великолепной итальянской виллы играет дворик: в нем обязательны мощеные дорожки, живые ограды, несколько
скульптур, фонтанчик. Забор обычно из фактурного камня.
Этот стиль многолик и опирается на местные порядки: скажем,
во Франции «сельские» дома из камня, а в Канаде из бревен. В любом случае кантри-стайл предполагает
традиционное и натуральное сырьё.
Отличительные штрихи такого экстерьера – рустикальность (облицовка
внешних стен гранеными камнями), вкрапление предметов хенд-мейда (это могут быть кованные
дверные ручки или подкова у входа), цвет фасада, напоминающий оттенки глины, дерева, песка. Двор
прихорашивают уместной архаикой: птичьими гнездами на шестах, клумбами на повозках, моделью мельницы.
Классическая архитектура зиждется на античных канонах, на
лучших образцах итальянского Ренессанса, английского георгианства или русского зодчества.
Классика в
экстерьере это симметрия здания (парадный вход является осью, вокруг которой расположены пристройки),
присутствие колонн, треугольные фронтоны, портики, балюстрады, балясины и другие аксессуары той или иной
архитектурной эпохи.
Дома классического типа облагораживают пилястрами и молдингами.
Предпочтительный материал, конечно же, камень, однако, в наше время элементы для декора неплохо делают
из гипса или полиуретана.
Классические особняки – чаще двухэтажные, светлого цвета…
Обеспеченные иммигранты и плантаторы строили свои
домовладения, совмещая «привозные» капитальность и комфорт с местной экзотикой. Именно так возник
колониальный экстерьер.
Дома в этом стиле монументальны, в два этажа. Планировка прямолинейная,
подъезд поддерживает колоннада. Возводят их из камня, штукатурка нейтрального цвета. Дверь массивная,
деревянная. Почти всегда в наличии терраса. Постройки отличается большими, панорамными окнами, которые
открывают вид на сад или дикую природу.
Пожалуй, самый известный подвид колониального экстерьера – бунгало, одноэтажный или с мансардой особняк,
с раздольной верандой на всю ширину фронтона.
Цвет его традиционно белый, светоотражающий, ведь
строились бунгало в тропиках, сочетая черты традиционного английского коттеджа, армейских палаток и
восточных шатров.
Дома в стиле конструктивизм отличаются высокой функциональностью и художественной выразительностью
которая достигается не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.
Лаконичная
геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью,
естественностью, обилием света и пространства внутренних помещений.
Основными строительными
материалами служат: бетон, стекло, металл, пластик и другое современное сырьё.
Идея стиля – в переделке технологических помещений, заводских цехов, гаражей или ангаров в богемные, элитные апартаменты.
Дом в стиле лофт – весьма просторное, высокое, подчеркнуто геометрическое здание, как правило, с
минимальным количеством внутренних перегородок.
Основными строительными материалами служат кирпич и
бетон.
Лофт-фасаду чужда любая отделка, не требует он и сайдинга.
Крыша чаще плоская, но может
быть вальмовой, односкатной или двухскатной. Панорамные окна.
Когда-то этот стиль стал знаменем движения за новую, в пику
«скучной» классике архитектуру: с величавыми, изогнутыми линиями, многообразием форм и украшений.
С
тех пор контуры проёмов в доме-модерн обязательно округлые, окна декорированы волнистыми, вычурными
решетками либо витражами, в отделке фасада используется глазурованная плитка, мозаика, роспись…
В
общем, «любой каприз», поскольку цель модерна – проявить индивидуальность домовладельца, подчеркнув
неординарность его натуры.
Элементарность и объёмность формы, плоская кровля, огромные окна, обилие стекла – так выглядит коттедж в
деловом, минималистическом стиле.
Стеклянные фрагменты монтируются даже на крыше, а для
отделки фасада применяют светлую штукатурку, камень или сайдинг из дерева.
Распространенные цвета –
спокойные, естественные: белый, бежевый, оливковый, серый.
Домики эти будто «выпрыгнули» из сказок Гофмана и братьев
Гримм. Они компактны и очень опрятны на вид.
Немецкому стилю присущи лаконичность, эффективность,
отсутствие замысловатой отделки и натуральный цвет фасада.
Такое жилище имеет квадратную или
прямоугольную форму, цоколь покрывают камнем, а двускатную крышу черепицей красных оттенков.
Украшают немецкий дом балкончик либо мансарда, а ещё тонированные доски – элементы фахверка.
Оригинальная деталь – окна, разделенные перемычками и защищенные ставнями. Дверь окрашивают в цвет,
который выделяется на фоне дома.
Традиционный норвежский дом – обычно строится из лафета, то
есть из полуобтесанных бревен.
Одноэтажный, приземистый, с небольшими окнами, он, тем не менее
просторный внутри, чему способствует отсутствие прямого потолка.
Декором в экстерьере служит в
первую очередь текстура строительного материала. Свою лепту в эстетику вносит и цвет: норвежские дома
выкрашивают в яркие и сочные тона – вишневый, апельсиновый, насыщенно-зелёный.
Частое явление –
травяная крыша. Это не только фольклорный «наворот», но и дополнительная защита от зноя и холода.
Ироничность и парадоксальность, театральность и сложные образные ассоциации – всё это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть всё.
Почему этот стиль не знает границ?
— Потому что прованс – воплощение и блеска, и наивности,
а еще символ семейных ценностей. Считается, название стилю дал французский регион, но «прованс» означает
«провинция»: пасторальность, простодушие, неспешность и размеренность – вот его главные «козыри».
На
юге Франции дома, главным образом строят из дикого камня, широко используя гальку и сланец. В иных
местах прибегают к имитации, гипсовым панелям и плитам. Но крыши всегда черепичные, часто многослойные,
различного уровня.
Северная стена обязательно глухая. Окна нижнего этажа могут отличаться по размеру
от остальных, их нередко дополняют створками.
Преимуществом пользуются природные цвета:
молочно-белый, травяной, соломенный. Приветствуются пристройки – веранды, террасы, кухни, амбары. Дверь
деревянная, увесистая, с коваными петлями и смотровым окошком. Двор устилают брусчаткой.
Дом в прованском стиле немыслим без участка с пряными травами, незатейливыми цветами и лавандой в терракотовых горшках …
«Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.»
Дома в стиле Райта гармонично вписываются в окружающий ландшафт и украшают его.
Такой экстерьер, один из самых популярных в «одноэтажной»
Америке. Впитав в себя нюансы других стилей, черты бунгало и «построек прерий», он окончательно сложился
в начале прошлого столетия.
Невысокие дома-ранчо «распластаны» вширь, усложнены пристройками,
оштукатурены и окрашены светлыми красками.
Внешний облик дома в стиле ранчо напоминает о том, что
строить такое жилье начали фермеры: люди суровые, неприхотливые, ценящие труд, но также полноценный
отдых!
Такие дома предпочитали французские аристократы.
Классическая ордерная система, на основе которой они воздвигались, практически незаметна из-за
обильного, витиеватого декора.
Стены дома-рококо буквально тонут в сквозных узорах и кружевных
деталях – завитках, рокайлях, картушах.
Игривые арки, стройные колоннады, изящные карнизы и перила
придают помещениям праздности, а бытию приятной лёгкости. Артистизм и манерность пронизывают
здание-рококо, как солнце хрустальный осколок.
Традиционная расцветка – нежные пастельные тона.
Истоки этого направления кроются в Средних веках, когда
повсюду возникали замки-цитадели. Их характерные черты – примитивность силуэта, массивность и
брутальность, ведь защита и укрытие были главной задачей подобных обителей.
Основным строительным
материалом служил (и служит) камень. Разнообразили постройку апсиды, башни с куполами и арочные
своды.
Проёмы окон были узкими, словно бойницы.
Конечно, в современной версии романский особняк
выглядит не так тривиально и грубо, как на старинных гравюрах.
Окна стали существенно больше, дикий
камень заменила нарядная стилизация. Но незыблемым остался принцип: особняки в романском стиле должны
быть большими, грузными и неприступными на вид.
Дизайн экстерьера в русском стиле не так однообразен, как
может показаться. Это и дома, типичные для славянского деревянного зодчества, и особняки в стиле
русского купечества, и дворянские усадьбы.
Бал, конечно, правит древесина.
Дом в русском стиле
редко превышает два этажа, крыша двухскатная, окна небольшие, убранные наличниками, весьма желательно и
крытое крыльцо. Балкончики, лесенки, башенки придадут особняку сходство со сказочной избушкой, а
мудрёная резная отделка, открытая веранда на фигурных опорах – с боярскими хоромами.
Резиденции, полюбоваться которыми можно было лишь на теплом
побережье, также вошли в энциклопедию дизайна.
Их особенность – светлый и радостный цвет (белый,
кремовый, розовый); плоская, черепичная крыша; полуоткрытые, увитые зеленью веранды; просторные балконы
и ротонды; наличие бассейна и, конечно, патио.
Постройка может состоять из нескольких частей,
перетекающих друг в друга. Окна и дверные проемы часто подковообразные.
Предпочтение отдается
природному камню, керамике, дереву.
Ценность его – в демократизме. Этот дизайн приемлет любые
строительные материалы, вплоть до новейших.
Такой дом отличается простотой и актуальностью. Он не
нуждается в украшательстве, в тех или иных стилистических трюках.
Двухскатная крыша, достаточное
пространство, панорамное остекление и энергоэффективность – пожалуй, всё, что требуется …
Тюдоровский дом – материальное воплощение истинно —
английского характера. Он импозантен и немного старомоден, как стопроцентный джентльмен.
Сформировавшись в XVI веке, объединивший штрихи готики и Возрождения, фламандские и итальянские мотивы,
тюдоровский стиль до сих пор остается востребованным.
Его атрибуты – толстые стены, высокие
дымоходы, башенки, стрельчатые проёмы. Ну и, конечность, фахверк – наружный каркас.
В
старину такие дома возводились из камня и дерева, сегодня же используют газобетон, панели и блоки.
Балки, карнизы и ставни, как и раньше, выделяются темным цветом.
Главный фасад почти всегда содержит
эркер, бывает, в виде башенки.
Нельзя не упомянуть о кровле: тюдоровские крыши сложные, с длинными
вальмами и высокими фронтонами, с небольшими слуховыми окнами.
Вход – в виде арки, выложенной камнем
и украшенной семейным гербом.
Территорию у дома оформляют каменными тротуарами, мощеными тропинками,
коваными оградами и, конечно, английским газоном.
Проблески этого стиля появились в XV веке в Германии. Спустя несколько столетий фахверк «захватил» всю Западную Европу. Обращаются к нему и сегодня.
По сути, техника фахверк – каркасный метод строительства. Его основа — крепления из деревянных балок, стоек, ригелей, раскосов. Некогда их делали из дуба, ювелирно соединяя меж собой «потайными» врубками и деревянными шпильками. Пустоты между балками уплотняли глиной, галькой, соломой. Стены штукатурили, белили, а каркас красили в коричневый, вишневый или черный цвета. Он и служил орнаментом фасада, деля его на четкие сегменты. Дома, расчерченные деревянными узорами, до сих пор называются фахверком.
Сегодня, в строительстве современных фахверковых домов используют утепленные панели, стеклопакеты, монтируют большие панорамные окна. Таким образом, сочетая старинное ремесло и новые технологии, создают эксклюзивный образ жилища.
Такой экстерьер – категория обширная: английская его
модификация существенно отличается от итальянской, а итальянская от североамериканской. Остановимся на
общих деталях.
Фермерские дома чаще одноэтажные, светлого цвета, с ненавязчивым декором. Приметная
черта – большое крыльцо или открытая веранда, которая, если позволяет площадь, может тянуться по
периметру дома.
Для отделки выбирают либо древесину, либо материалы её имитирующие. Окна большие, с
хорошим обзором, дверь нередко тоже стеклянная …
Ещё одна разновидность деревянного экстерьера.
Для
обшивки фасада финны используют вагонку или планкен.
Высота – в полтора — два этажа. Крыша
двускатная, керамо-черепичная. Перед домом нередко терраса, а над ней застекленный балкон.
Цвет
фасада – древесные оттенки либо светлые краски: голубой, серый, бежевый.
Изюминка финского дома,
само собой, сауна.
Удивительный этот стиль отметает законы и правила.
Архитектор и дизайнер вольны использовать любые
материалы, формы, фактуры… И даже принципы!
В отличие от эклектики, которая переплетает в целое
отдельные детали сходных экстерьеров, фьюжн – это дерзкая попытка объединить диаметрально
противоположное. Например, промышленный дизайн (лофт) и фрагменты барокко. Или готику с этно.
Кроме
того, стиль предполагает использование сложной цветовой гаммы, разнообразие декора… Ну и, конечно,
тонкое художественное чутье, которое не даст скатиться в архитектурную какофонию и дизайнерскую
ересь.
Такие дома – вызов традициям и демонстрация научных
достижений.
Недвижимость в стиле хай-тек заметна издали благодаря ветрогенераторам и солнечным
батареям. Планировка предполагает значительные размеры жилища и кубические формы.
Стены абсолютно
ровные, структура гладкая, материалы – бетон, стекло, металл и пластик.
Цветовое решение – белый,
чёрный, серебристый, оттенки различных металлов.
Хай-тек — дома отличаются также большой площадью
остекления.
Терраса может быть открытой, но центральная дверь тоже стеклянная, раздвижная. Крыши
чаще плоские, в виде ровных площадок, которые легко приспособить для отдыха. Фасады оснащают подсветкой.
Дизайн чешских коттеджей перекликается с европейскими
архитектурными традициями. Чешские особняки отличаются правильной геометрией, приземистостью, высокими и
многогранными черепичными крышами, каменным фундаментом.
Впрочем, вместо черепицы они, бывает,
покрыты соломой, что гармонирует с сельским пейзажем. Окна и двери обтекаемой, округлой формы …
Трудно поверить, что в прошлом, шале – всего лишь домик
пастуха у подножия гор. Отрезанный от цивилизации, этот приют обязан был отличаться стойкостью, неуязвимостью,
иметь необходимый уровень комфорта.
Фундамент и первый этаж сооружали из камня, мансарду возводили
из брёвен. Крыша альпийских домиков двухскатная, пологая, со значительными выступами, переходящими в
навесы.
Фасад обращен к востоку, жилые комнаты к югу. Шале предполагает хотя бы один вместительный
балкон.
Шале в современном виде – не только камень и древесина, но также кирпич и бетон, а ещё панорамные окна и большая терраса …
Собственно, так назывались загородные усадьбы французских вельмож, состоящие из замка, парка и, нередко, винодельни. Прославленный Версаль – по сути, шато.
Стилистику такого экстерьера определяют классические пропорции, большое количество стрельчатых окон,
украшенных переплетами, многоскатная крыша, изящные фронтоны, широкие террасы, просторные балконы с
кованными, филигранными перилами и эркеры.
Стены могут быть отделаны рустовым камнем, кирпичом,
разукрашены лепниной.
Цоколь обычно из натурального камня, а кровля из черепицы.
Фасад в стиле
шато – гордый знак фамильного благородства.
Являясь частью скандинавского стиля, шведская «домашняя»
архитектура продолжает традицию эффектной простоты.
Особенность шведского коттеджа – контрастный
цвет: стены его окрашены красным, а углы, оконные рамы и двери рельефно подчеркнуты белым.
Постройки
чаще деревянные, окна большие, потому что солнечный свет в здешних краях ценится особо.
Национальный почерк – душа этностиля. Это может быть дом, напоминающий русский сруб, построенный с использованием древесины и увенчанный коньком на крыше. Или особняк с восточным «акцентом» в виде арабского орнамента, персидских решеток и изразцов. Иными словами, сколько культур, строительных традиций – столько и источников, питающих разнообразный этно-экстерьер.
Загородные дома японского толка можно увидеть не только в
стране Восходящего Солнца. Это объясняется тем, что японский стиль невероятно органичен.
Его сильные
стороны – ясность, безупречность, незатейливость линий.
Материалы – камень, стекло и дерево, палитра
сдержанная.
Раздвижные двери в таком доме бывают с каждой стороны; центральный вход часто дополняют
ступенчатым настилом, напоминающим крыльцо и мостик.
У дома может быть и крытая, с широким обзором
веранда, и открытая терраса.
Продолжение японского жилища – аутентичный ландшафт: мини-пруд,
несколько живописных глыб и пара карликовых сосен даже заурядное жилье превратят в прибежище философа.